Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы состоит в том, что в условиях, когда заново формируется Российская государственная система социальной защиты населения, эта отрасль права приобретает особое значение. Ее нормы служат индикатором социальной политики государства. Они призваны своевременно и адекватно реагировать на все социальные риски, неизбежно связанные с переходом страны к рыночной экономике.
Общественные отношения по социальному обеспечению по своей экономической природе являются распределительными. Через системы социального обеспечения распределяется весомая доля валового внутреннего продукта страны. Механизм такого распределения обусловлен характером экономических отношений, объективно диктующих те или иные способы финансирования социального обеспечения.
Пока не завершится процесс формирования федеральной системы социального обеспечения, его нормы будут подвергаться постоянной трансформации. В то же время остается незыблемой истиной то, что нормы этой отрасли права адресованы всему населению. В связи с этим каждому необходимо знать законодательство о социальном обеспечении. Это позволяет своевременно и в полной мере воспользоваться социальными правами и в случае необходимости грамотно их защитить.
Одной из важнейших проблем, возникающих при реализации социальных прав и свобод, является вопрос о сфере их применения, а также объеме свободы в содержании каждого из прав. К сожалению, конституционные нормы, обращенные к государству, отражают, в основном, опосредованный характер его деятельности в социальной сфере. Степень научной разработанности темы.
Комплексный анализ проблем права социального обеспечения и тех прав граждан, которые тесно связаны с его предметом регулирования, проведён в работах таких авторов как Амрахов Н.И., Андриченко Л.В., Антипьева Н.В., Банникова И.Г., Белянинова Ю.В., Гурина О.А., Захарова Н.А., Кузнецова О.В., Слесарев С.А., Васильева Ю.В., Крикунова А.А., Шевнина Л.Е. и ряда других.
Объектом исследования выступают правоотношения по социальному обеспечению.
Предметом исследования являются правовая природа отношений по социальному обеспечению, методы регулирования отношений в сфере социального обеспечения и т.д.
Цель работы – рассмотреть предмет и метод права социального обеспечения.
Цель данной работы достигается путем решения следующих задач:
изучить понятие права социального обеспечения;
раскрыть предмет и методы права социального обеспечения;
рассмотреть особенности правого регулирования права граждан на социальное обеспечение;
охарактеризовать проблемы защиты прав граждан на социальное обеспечение и способы их решения;
представить перспективы развития защиты населения в сфере социального обеспечения.
Основой нашей работы являются нормативные правовые акты, среди которых особая роль отводится Конституции Российской Федерации.
В качестве источников для исследования использованы труды ученых в области права социального обеспечения: Е.Е. Мачульской, Г.В. Сулеймановой и др.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Глава I. Понятие и предмет права социального обеспечения
1.1. Понятие права социального обеспечения
Право социального обеспечения – это комплексное понятие, которое включает в себя большую совокупность норм. Они регулируют общественные отношения в области подушевого распределения ВВП. При этом используются специфические методы, которые мы будем более конкретно рассматривать ниже. Регулирование отношений происходит путем выплаты денежных средств в виде страхования, обеспечения, социальных услуг и медицинской помощи людям, которые в этом действительно нуждаются. Всё это происходит в определенном порядке, который устанавливает государство. Можно сказать, что таким образом реализуется конституционное право человека на защиту .
Социальное обеспечение – организованная государством форма помощи для утверждённого круга лиц, оказываемая при наступлении определённых юридических фактов, в установленных законом ситуациях, с целью выравнивания социального положения граждан. Такой государственный сегмент, как социальное обеспечение определенных групп населения, направлен на улучшение материального положения определенных слоев населения. Его организация определена законодательно, а исполнение закреплено за специальными службами. Цель такой помощи состоит в доведении уровня жизни социально незащищенных граждан до среднего уровня населения по РФ.
При организации социального обеспечения принимаются во внимание следующее:
1. Какая форма выражения защиты будет гарантировать человеку нормальный уровень стандарта жизни, не считая пенсионного обеспечения, а также в случаях потери кормильца либо наступления нетрудоспособности.
2. Определение наиболее подходящей системы денежного довольствия людям согласно их престарелому возрасту, наличию болезней или инвалидности, льготной категории, воспитывающей детей, при потере кормильца или по факту безработицы.
3. Наличие социальных отношений, в которых задействуются гражданин и общественные организации. В таких ситуациях речь идет о помощи за счет средств специальных фондов .
Функции и конституционная база. Россия разработала широкий механизм социального обеспечения граждан. Его основными чертами являются: всесторонность; максимальный охват; политическая составляющая; демографическая направленность; социально-реабилитационный характер.
В Конституции вопросы социальной защиты и социального обеспечения отражены в нескольких статьях первой и второй глав. Речь идет о социальной поддержке граждан, которая заключается в дополнительных мерах защиты, зависимых от наличия определенных обстоятельств.
Благодаря такой заботе о своих гражданах, государство Россия имеет статус социального. Оговоренная конституционная база организации социальной защиты населения предполагает выполнение следующих функций:
1. Экономическая. Население чувствует эту поддержку при снижении темпов производства и ухудшении в связи с этим жизненного уровня. Государство разрабатывает дополнительный механизм альтернативного общественного производства, ведущего к экономическому подъему.
2. Политическая. Защита стабильного общественного положения каждого гражданина заботит государство на уровне его политических структур. Формой поддержки тогда является сближение различных слоев населения и создание условий для достойной жизни.
3. Демографическая. Данная составляющая направлена на рост численности населения. Материальное обеспечение семей с детьми, усилия, направленные на увеличение продолжительности жизни, стимулирование здорового образа жизни – направления социального обеспечения в этой области.
4. Реабилитационная. Эту функцию определила профессор Р.И. Иванова. Она связана с особенностями жизни престарелых и нетрудоспособных граждан. Механизмами реализации являются забота о сохранении прав, свобод и здоровья.
Группа названных функций помогает государству обеспечить защиту граждан, находящихся в определенных рамках: сложных материальных, физических, психологических периодах.
Принципы социального обеспечения. Организация социального обеспечения нуждающегося населения базируется на широком перечне способов его реализации. Среди них:
1. Равные условия для всех (пол, раса, возраст, национальность, место жительства, категория и т.д.).
2. Доступность получения помощи, независимо от условий жизни, стажа работы и величины оплаты труда.
3. Пропорциональность величин помощи и характеристик трудового периода (стаж, зарплата, условия труда).
4. Многообразие видов помощи (денежное пособие, льготы в трудоустройстве, внеочередность на зубопротезирование и т.п.).
5. Целенаправленность выплат.
6. Разнонаправленность поддержки. В дифференциации помогают учет специфики труда, уровень обеспеченности семьи и т.п.
7. Ориентир в вопросах выплат на стоимость минимальной потребительской корзины в текущий момент.
8. Комплексность в вопросах назначения социальной защиты (параллельные льготы на медикаменты, скидку на ребенка и др.).
9. Законодательное закрепление права человека на социальную защиту .
Источник материального обеспечения социальных пособий – государственный бюджет.
Следовательно, право социального обеспечения состоит из общей и Особенной частей, включающих в себя ряд институтов. В российской науки пока нет единства мнений учёных относительно места в системе отрасли института трудового (страхового) стажа. В данный правовой институт входят нормы о страховом стаже (общем и специальном), общем трудовом стаже, выслуге лет военнослужащих и других лиц, проходящих военную либо иную службу с присвоением воинских (специальных) званий, стаже государственной гражданской службы.
1.2. Предмет и методы права социального обеспечения
Самостоятельную отрасль права характеризуют наличие собственного предмета и метода правового регулирования.
Предмет права социального обеспечения – это совокупность общественных отношений, регулируемых данной отраслью права.
Предметом его является огромная подгруппа отношений, которые возникают в обществе. Они могут быть процедурно-процессуального и материального характера. Взаимоотношения вытекают из необходимости распределения какой-то части ВВП посредством социальной системы распределения. Делятся эти отношения на три основных группы:
отношения между людьми в исключительно денежной форме;
отношения, которые касаются предоставления различных услуг в натуральной форме (сюда может относится бесплатная помощь медиков, хозяйственная помощь по дому, обучение и помощь в поиске работы инвалидам, выдача им необходимых средств передвижения, предоставление определённых льгот, курортное лечебное лечение, обучение детей);
процессуальные и процедурные отношения, которые чаще всего касаются реализации и защиты определенного права на какой-то вид социальной защиты (сюда входит процесс установления фактов, предоставления их соответственным органам, собственно получение этого права и его защита).
Понятие права социального обеспечения предполагает наличие определенной методики работы. Методом является конкретный набор практик и приёмов, которые позволяют в необходимом русле корректировать правовые отношения между людьми. При этом метод во многом зависит от разделительного характера взаимоотношений .
Интересно, что сюда входят как общие методы, межотраслевые, так и специфические, которые могут быть применены только в таких условиях.
Основополагающие моменты: доминирование императивного способа управления, но при этом умелое его сочетание с диспозитивным способом. Также отмечается полная власть императивного принципа.
Используйте взаимодействие центрального, муниципального, регионального и даже местного уровней власти в работе. Однако я должен сказать, что на практике управление по предварительной записи, то есть на месте, обычно не происходит. Кроме того, все вопросы социального обеспечения находятся в руках субъектов Российской Федерации. На федеральном уровне существует определенный стандарт минимальной поддержки, который даже субъекты страны не могут снизить. Сфера социального страхования также полностью регулируется федеральным законодательством.
Возможность применения санкций, а также специфика определенных фактов, которые в подавляющем большинстве не зависят от желания людей. Санкции могут быть не только ограничительными, но и восстановительными, но уголовные санкции в этой области права никогда не применяются. При этом в любой сложной ситуации ущерб человеку возмещается полностью, а не частично, что вполне возможно в других областях права. Однако закон о социальном обеспечении - это довольно неразвитый институт власти. Здесь по факту отсутствуют любые санкции, которые бы касались протиправного, неполного или запоздалого предоставления помощи людям .
Сравнительная автономность людей в отношениях друг с другом.
Нарушенные права защищаются в судебном и административном порядке.
Невозможность принимать какие-либо решения по поводу уместности предоставления услуг органами, которые должны их предоставлять.
Это основные положения, на которых базируется метод права социального обеспечения. На сегодня термин «социальное обеспечение граждан» не имеет четко обозначенной характеристики. По мнению ряда одних авторов, это – широкоформатная функция государства по поддержке нуждающихся слоев населения. Она включает материальные выплаты, социальные льготы и прочие социально-экономические мероприятия, которые заключаются в: бесплатном содержании матери и ребенка; пенсионном обеспечении престарелых граждан; бесплатном медицинском обслуживании и т.д. По мнению других, социальное обеспечение – однонаправленная экономическая политика. Мнение третьих заключается в разделении социального страхования и социального обеспечения. Статьей 39 Конституции РФ закреплена позиция, основывающаяся на том, что социальное обеспечение – объединение различных форм социальной работы и видов обеспечения (включая соцстрах) граждан, не способных к труду.
Основные виды социального обеспечения. Виды помощи нуждающимся гражданам государство классифицирует следующим образом: пенсия; пособие в связи с болезнью, беременностью и родами, по безработице и т.п.; выплаты по случаю похорон; стипендии; выплаты малообеспеченным гражданам; кредитные льготные выплаты на строительные нужды (решение жилищных проблем); компенсация затрат на лечение, приобретение предметов первой необходимости и др. Права на материальные пособия не являются единственными. Кроме них, нуждающийся контингент может рассчитывать на неимущественную подмогу, например, бесплатную помощь психолога.
В действующем нормативном законодательстве официально закреплено 6 видов соцобеспечения: пенсии; компенсации; льготы; пособия; услуги; приобретение предметов первой необходимости .
Пенсии. Вопросы пенсионного обеспечения закреплены на государственном уровне соответствующим законом. Пенсия – выплата из пенсионного фонда нетрудоспособному человеку, основанная на предшествующей трудовой и (или) общественно-полезной деятельности. Ее размер определяется исходя из имеющего место заработка по определенной системе. Оплачиваемая работа, независимо от формы принадлежности предприятия, дает право на увеличение минимально установленного предела пенсии при условии, если работник отчисляет взносы в соответствующий Фонд государства. Целью пенсии является предоставление гражданам преклонного возраста единственного либо основного источника средств для существования.
Разновидность пенсий: лицам, достигшим определенного (пенсионного) возраста; лицам, получившим инвалидность и признанным не способными к труду (по медицинским показаниям); лицам, ухаживающим за инвалидами первой группы, престарелыми гражданами или если в семье имеется ребенок-инвалид. Пенсия является наиболее значительным видом государственного социального обеспечения, как с позиции большого числа ее получателей, так и по привлекаемым для этого средствам. Ее особенность – зависимость от предыдущего дохода получателя. Услуги населению, бывает, что для нуждающихся граждан, кроме пенсионного материального обеспечения, жизненно важными являются бесплатные социальные услуги.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Список использованных нормативных актов
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 1993. - № 31. - Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 08.12.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. - № 32. - ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 27.12.2019, с изм. от 28.04.2020) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – №5. – Ст. 410.
4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 1. - ст. 16.
5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 09.11.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2001. - № 1 (ч. 1). - Ст. 3.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 08.12.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
7. Федеральный закон от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (ред. от 01.04.2019) // Российская газета. - 1997. - № 210.
8. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (ред. от 23.07.2013) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2013. - № 52 (часть I). - ст. 7007.
9. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (ред. от 22.12.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. - № 29. - ст. 3699.
10. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» (ред. от 08.12.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2013. - № 52 (часть I). - ст. 6989.
11. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (ред. от 06.03.2019) // Российская газета. – 2013. - № 296.
12. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (ред. от 01.10.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. - № 51. - ст. 4831.
13. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2008. - № 47. - ст. 5489.
14. Указ Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2007. - № 42. - ст. 5009.
2. Список использованной специальной литературы
15. Асланова, С. Х. Современные проблемы социальной политики государства и пути их совершенствования / С. Х. Асланова. // Молодой ученый. – 2015. – № 9 (89). – С. 511-514.
16. Бакиева, Г. Р. Социальное обеспечение и его виды / Г. Р. Бакиева, С. А. Горазов, А. В. Баннова. // Молодой ученый. – 2019. – № 52 (290). – С. 345-347.
17. Галаганов, В. П. Организация работы органов социального обеспечения / В.П. Галаганов. - М.: Академия, 2016. - 192 c.
18. Горшков, А. В. Право социального обеспечения: моногр. / А.В. Горшков. - М.: Омега-Л, 2015. - 160 c.
19. Гусев, К. Н. Право социального обеспечения в Российской Федерации: учебное пособие / К. Н. Гусев.- М.:Юркомпани, 2015. – 487 с.
20. Гусева, Т. С. Право социального обеспечения в России / Т.С. Гусева. - М.: Юркомпани, 2014. - 276 c.
21. Гусев, А.Ю. Формы и способы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения / А.Ю. Гусев // Журнал российского права. – 2016. - № 7.
22. Костюков, А. А. О некоторых проблемах защиты прав граждан в сфере социального обеспечения: 4 шага к их разрешению / А. А. Костюков. // Молодой ученый. – 2016. – № 4 (108). – С. 566-568.
23. Кокшарова, Е. С. Проблемы социальной защиты населения / Е. С. Кокшарова, Ю. Е. Ковбасюк. // Молодой ученый. – 2017. – № 11 (145). – С. 225-227.
24. Николаева, Е. Ю. Право социального обеспечения / Е.Ю. Николаева. - М.: РИОР, Инфра-М, 2017. - 559 c.
25. Право социального обеспечения. - М.: А-Приор, 2017. - 128 c.
26. Право социального обеспечения. - М.: Юрайт, 2017. - 576 c.
27. Сагандыков, М.С. Права граждан на социальную защиту и социальное обеспечение: конституционно-правовой аспект / М.С. Сагандыков, А.М. Шафиков // Вестник Пермского университета. Юридические науки. – 2018. - выпуск 2.
28. Сулейманова, Г. В. Право социального обеспечения / Г.В. Сулейманова. - М.: Феникс, 2017. - 352 c.
29. Телегина, Т. Д. Право социального обеспечения в вопросах и ответах / Т.Д. Телегина. - М.: ТК Велби, Проспект, 2015. - 208 c.
3. Список использованных интернет-ресурсов
30. Мишунина, А. А. Особенности правового регулирования конституционных основ социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации / А. А. Мишунина, Д. А. Абцилабагандова. // Молодой ученый. — 2020. — № 24 (314). — С. 301-304. [Электронный ресурс.] – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/314/71581/
31. Право на социальное обеспечение (ст. 39 Конституции России) [Электронный ресурс.] – Режим доступа: https://01.xn--b1aew.xn--p1ai/document/201369
32. Сигарева, Н.Д. Правовое регулирование и реализация социальных прав человека в Российской Федерации // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 6. [Электронный ресурс.] – Режим доступа: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=17981